Метод проектов
Цель проектного обучения — создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — студент, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и студентов. С целью выделения систем действий преподавателя и студентов предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Взаимодействие учителя и студентов в образовательном процессе
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|
1. Разработка проектного задания |
|||
1.1 Выбор темы проекта |
Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся |
Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме |
|
Преподаватель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта |
Группа студентов совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения |
||
Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися |
Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения |
||
1.2 Выделение подтем в темах проекта |
Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую |
|
Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта |
Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) |
||
1.3 Формирование творческих групп |
Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
|
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе |
Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
|
Отдельные студенты старших и средних групп принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группой |
|
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Преподаватель принимает участие в обсуждении |
Студенты в группах, а затем в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
|
2. Разработка проекта |
Преподаватель консультирует, координирует работу студентов. стимулирует их деятельность |
Студенты осуществляют поисковую деятельность |
|
3. Оформление результатов |
Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность |
Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
|
4. Презентация |
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших студентов или параллельный группа, родителей и др.) |
Докладывают о результатах своей работы |
|
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
На наш взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом группе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.
По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании технологии:
- низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
- низкая мотивация студентов к участию в проекте;
- недостаточный уровень сформированности у студентов умений исследовательской деятельности;
- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.