Размер шрифта
  • A
  • A
  • A

Коммунальное государственное учреждение "Центр профессионального образования Восточно-Казахстанской области"

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди студентов содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют:

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  • формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших группах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  • иметь четкую формулировку;
  • стимулировать исследовательскую работу;
  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний студентов (мозговой штурм);
  • поиск информации с использованием различных источников;
  • систематизация полученного материала;
  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  • формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
  • построение стратегии отрицающей стороны;
  • умение правильно формулировать вопросы;
  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  • овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Итак, на подготовительном этапе студенты должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

  1. Игра

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление 01

6 минут

Вопросы УЗ к 01

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы 01 к У 2

3 минуты

Выступление 02

5 минут

Вопросы У1 к 02

3 минуты

Выступление УЗ

5 минут

Выступление 03

5 минут

Роли спикеров

Спикер У1:

  • представление команды;
  • формулировка темы, актуальность;
  • определение ключевых понятий, входящих в тему;
  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  • представление кейса утверждающей стороны;
  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

  • представление команды;
  • формулировка тезиса отрицания;
  • принятие определений ключевых понятий;
  • атака или принятие критерия оппонентов;
  • опровержение позиции утверждения;
  • представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

  • учебный предмет, группа;
  • тема «Дебатов» (несколько вариантов);
  • цель «Дебатов»;
  • принципы формирования команд;
  • виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
  • подготовка команд к «Дебатам»;
  • критерии оценки «Дебатов»;
  • форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

 

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

  • Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
  • Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
  • Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
  • Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика дебатера:

  • при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
  • дебатеры должны спорить в дружественной манере;
  • язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
  • дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
  • дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

  • тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
  • тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
  • тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;
  • тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;
  • отношения между тренерами и дебатерами должны основываться на взаимном доверии и

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».